Семейное насилие, как вид домашнего разбирательства

03.12.2015
Адилет Азимов,
Юрист, правовой аналитик Информационного агентства «K-News»
Публикуется с разрешения автора

 

Семейное насилие является одним из самых распространенных видов насилия. Мужчина бьет женщину, реже жена бьет мужа, словесное насилие друг над другом – эти явления не просто мучают членов семьи, но и разрушают семейные ценности в современном обществе.

Семейным насилием можно назвать насилие, которое произошло в семье или в случае других отношений между живущими вместе людьми. Помимо физического, в семье часто проявляется и психологическое насилие. Обычно, говоря о семейном насилии, подразумевают насилие, направленное на детей или на одного из супругов. Однако насильником может быть любой из членов семьи, например, старший ребенок. Насилие может также иметь место между младшими детьми, и на него не реагируют должным образом, так как считают, что это «обычные ссоры».

В юридическом смысле, семейное насилие — зачастую повторяющееся насилие одного партнера/родственника по отношению к другому, в первую очередь внутри семьи. Может выражаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия.

Зачастую сотрудники милиции, задерживают граждан совершивших данное правонарушение, в связи, с чем в районных судах г. Бишкек и Приемнике-распределителе ГУВД г. Бишкек они замечаются неоднократно.

Законодательство Кыргызской Республики содержит ряд норм регулирующих семейные отношения, а также устанавливающих ответственность за данное правонарушение.

Кыргызская Республика являясь членом ООН, присоединилась к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», согласно которой государство обязано «принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия» и «принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин».

Конвенция требует от государства «изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин». Статья 16 данной Конвенции обязывает государства-участников принимать «все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений».

Следует отметить, что присоединившись к данной конвенции Кыргызская Республика, взяло на себя обязательство по имплементации данных норм в национальное законодательство, то есть внедрять вышеуказанные нормы в кодексы, законы и другие нормативно-правовые акты.

Начну с того, что «верховным» законом страны Конституцией КР, обладающей высшей юридической силой устанавливается, что «мужчины и женщины имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации».

Более того, что «никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания» и право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

Регламентацией данных прав, Конституция КР определила направление, для остальных законов уступающих по юридической силе, обеспечение защиты права и свобод, в том числе на личную неприкосновенность.

Семейный кодекс КР являясь одним из важнейших законов, защищающих права женщин, регулирующий брачные/семейные отношения устанавливает, что «отношения между членами семьи и лицами, проживающими совместно с ними, основываются на принципах гендерного равенства, а также на уважении чести и достоинства личности», а также «запрещается гендерная дискриминация в семейных отношениях».

Глава 13 «Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих)» позволяет разрешить такой важный вопрос, как лишение родительских прав в случае грубейших нарушений в отношении ребенка.

Касательно ответственности, то Кодекс об административной ответственности КР в ст. 66-3 «Семейное насилие» предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа от пяти до десяти расчетных показателей (500 – 1000 сомов) или административный арест на срок до пяти суток определяемом судом.

Как правило, административный арест заключается в содержании лица в специальном учреждении подведомственном Министерству внутренних дел КР, таким учреждением является Приемник-распределитель при ГУВД г. Бишкек.

Здесь, важно отметить, что во исполнение вышеуказанных законов международного и национального законодательства в 2003 году был принят Закона КР «О социально-правовой защите от насилия в семье».

Более 36 тысяч граждан страны поддержали проект закона, из которых около 40% составили мужчины. Сбор подписей был осуществлен группой добровольцев из неправительственных организаций и кризисных центров.

Основной целью Закона является пресечение насилия на начальной стадии, пока конфликтная ситуация не приняла открытую форму и не привела к непоправимым последствиям.

Подобные специальные законы по борьбе с семейным насилием в настоящий момент имеют около 40 стран мира, в том числе Турция, Малайзия, Украина, Литва, Молдова, Азербайджан, Таджикистан и Кыргызстан.

Закон КР «О социально-правовой защите от насилия в семье» устанавливает специальные правовые средства защиты от семейного насилия в виде: временного охранного ордера и охранного судебного ордера.

Временный охранный ордер выдается милицией на срок до 15 дней по факту семейного насилия или в связи с угрозой такого насилия. Он может предусматривать запрет лицу, совершившему  семейное насилие, совершать любые насильственные действия против пострадавшей, а также предупреждение лица, совершившего семейное насилие, о недопустимости прямых и косвенных контактов с пострадавшей. Временный охранный ордер должен  быть оформлен в течение 24 часов со времени совершения семейного насилия либо существования реальной угрозы его совершения. Должностное лицо, выдавшее ордер, обязано уведомить пострадавшую о ее праве обратиться в суд, возбудить уголовное дело и обратиться за охранным судебным ордером.

Охранный судебный ордер выдается судом на срок до шести месяцев по итогам рассмотрения в течение 10 дней с момента обращения, при условии передачи материалов милицией. Условия охранного судебного ордера аналогичны временному охранному ордеру, включая запрещение контактов с пострадавшей. Дополнительно могут быть предусмотрены требование к причинителю насилия покинуть место проживания и запрет на единоличное использование, и распоряжение им совместным имуществом на период действия ордера.

Контроль за соблюдением условий обоих видов ордеров возлагается на органы внутренних дел. Законодательство Кыргызстана предусматривает за несоблюдение условий временного охранного ордера  административную ответственность в виде штрафа или ареста.

Закон о семейном насилии не уточняет, должно ли несоблюдение условий ордера преследоваться в административном или уголовном порядке, однако с учетом отсутствия в УК статей о семейном насилии или охранных ордерах любые санкции де-факто являются административными. Приказ МВД КР № 844 подтверждает, что нарушение условий временного охранного ордера влечет административную ответственность по статье 66-4, охранного судебного ордера- по статье 66-5.

Для исполнения Закона КР ««О социально-правовой защите от насилия в семье» и утверждения порядка деятельности судов и органов внутренних дел, были приняты ряд нормативных актов:

— Приказ №86 Председателя Верховного суда КР «Об утверждении формы судебных документов»;

— Приказ №844 от «28» сентября 2009 г. Министра МВД КР об утверждении «Инструкции по организации органов внутренних дел КР по пресечению и предупреждению семейного насилия».

Исходя из проведенного мониторинга в 2010 году Центром исследований демократических процессов, общее количество, выданных временных охранных ордеров сотрудниками милиции составило, около 2 000, где из числа пострадавших около 40% заявляют, что отношения в семье улучшилось.

Во всяком случае, для решения такой проблемы, как семейного насилия необходимо анализировать  ситуацию каждой семьи в отдельности, вникая в причины и оценивая глубину деструктивного состояния семьи. Необходимо проводить работу по предотвращению семейного насилия не только с виновниками, но и с жертвой и другими членами семьи, поскольку проблема семейного насилия – это комплексная проблема, зависящая от множества факторов.

Обязательным условием для снижения семейного насилия является взаимодействие различных структур на систематической основе. Только комплексным подходом и ответственным отношением всех структур, координацией их усилий возможно эффективно бороться с семейным насилием. К этому процессу должны активно привлекаться социальные службы, общественность, СМИ, правовые организации и другие. Так как семейное насилие, является проблемой общества, а не одной семьи.

 

 

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Поставьте галочку
Генерация пароля