Как судиться с государственными органами

11.08.2015

Эрмек Иманалиев, юридическая компания «Иманалиев и Партнеры»

Вопросы административной юстиции как никогда становятся актуальными и важными для Кыргызской Республики, поскольку институт административной юстиции является важнейшим признаком современного правового государства, то есть государства, обеспечивающего законодательно и практически судебную защиту прав и свобод как гражданина, так и юридического лица. Отсутствие эффективного контроля за деятельностью исполнительной власти чревато ущемлением прав и свобод граждан, а одной из форм их защиты является административная юстиция.

Административная юстиция, являющаяся необходимым атрибутом современного правового государства, может обеспечивать правовым путем преодоление возникающих юридических коллизий как в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так и в сфере судебного контроля за законностью правовых актов управления.

В ранее опубликованной статье в издании Аналитика АКИpress нами были рассмотрены вопросы реформы административного судопроизводства, где мы затронули вопросы истории развития административного судопроизводства в Кыргызстане со времени обретения независимости, также были затронуты вопросы о проекте Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, который призван уравнять шансы гражданина, юридического лица, с одной стороны, и государственные органы, с другой стороны.

Между тем, данную статью хотелось бы посвятить сегодняшним реалиям и проанализировать особенности рассмотрения административных дел в контексте действующего Гражданского процессуального кодекса КР.

Административные дела рассматриваются Межрайонными судами, областными и приравненными судами, Верховным судом КР (Коллегии по административным и экономическим делам), при этом судьи руководствуются Главой 26 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики.

Одна из первых отличительных особенностей этой Главы в названии документа подаваемого в суд в данном случае это не исковое заявление, как принято по общим правилам ГПК КР, документ, подаваемый в суд в порядке административного судопроизводства, именуется заявлением.

Как мы видим в части 2 ст.259 ГПК КР установлено, что административными делами являются дела, вытекающие из административных правоотношений, сторонами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также граждане и юридические лица.

260 статьей ГПК КР закреплена специальная подведомственность административных дел, т.е. в порядке судопроизводства по административным делам суды рассматривают: заявления о признании недействительными полностью или в части постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; заявления о признании недействительными полностью или в части ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, заявления о признании недействительными полностью или в части нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц; заявления об оспаривании действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Что касается подсудности, то по первой инстанции административные дела рассматриваются межрайонными судами по месту нахождения государственных органов и органов местного самоуправления, чьи действия обжалуются (ст.261)

В случае же обжалования действий двух и более государственных органов, то заявление подается в суд по месту нахождения одного из органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по выбору заявителя.

Статьей 262 ГПК КР отрегулированы вопросы видов актов, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке.

На 263 статье ГПК КР думается необходимо остановиться более подробно, так как помимо вопросов о том, кто имеет право на подачу административного заявления, здесь урегулированы вопросы сроков исковой давности.

Так в части первой вышеназванной статьи установлено, что заявителями по административным делам могут быть граждане, юридические лица, чьи права и законные интересы затронуты обжалуемым актом, действиями или бездействием органа государственной власти, органа местного самоуправления и их должностных лиц, а также прокурор в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Кодекса.

Во второй части предусматривается, что лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе оспорить акты, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления и их должностных лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган, либо к его должностному лицу, либо в суд, т.е. заявитель может обратиться как в вышестоящий орган, так и напрямую в суд.

Одной из отличительных особенностей рассмотрения административных дел являются сроки исковой давности, применяемые Межрайонными судами, так, частью 3 ст.263 ГПК КР предусмотрено, что заявление по административному делу подается в суд в течение трех месяцев со дня получения копии акта государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц, либо со дня, когда заявитель узнал о вынесении данного акта, если иные сроки не установлены законом.

При обжаловании действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц заявления подаются в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал о его совершении.

Кроме того, при обжаловании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц заявления подаются в течение трех месяцев в суд по истечении одного месяца со дня обращения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, к их должностным лицам, по которому не было получено ответа либо получен ответ, с которым заявитель не согласен.

Согласно части 4 ст.263 ГПК КР, при обращении граждан и юридических лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо к его должностному лицу срок, предусмотренный для обращений в суд пунктом 3 настоящей статьи, начинает течь по истечении одного месяца с момента обращения и неполучении ответа либо получении ответа с отказом в удовлетворении их заявлений.

В части 5 ст.263 ГПК закреплено, что подача заявления в суд не приостанавливает действие оспариваемого акта или действия, за исключением акта о привлечении к административной ответственности.

Следующая особенность при подаче заявления в порядке административного судопроизводства закреплена в статье 264, так помимо того, что поданное заявление должно соответствовать ст.132 ГПК КР, установлены дополнительные требования, такие как наименование акта и органа или должностного лица, принявшего данный акт; описание действия или бездействия органа или должностного лица и их наименование; дата принятия акта, совершения обжалуемого действия; дата вручения оспариваемого акта либо получения копии акта, ознакомления с этим актом, дата, когда лицо, обращающееся в суд, узнало о совершении обжалуемого действия; указание о том, какие конкретно права, свободы или законные интересы нарушены этим актом, действием или бездействием; указание о том, какие статьи Конституции КР или иных законов нарушены оспариваемым актом, действием или бездействием; требование заявителя относительно обжалуемого акта, действия или бездействия.

К заявлению прилагается копия оспариваемого акта или его части.

Если обжалуется нормативный правовой акт, заявитель указывает, каким органом массовой информации и когда он опубликован.

При отсутствии у заявителя копии обжалуемого ненормативного акта в заявлении должна содержаться просьба по его затребованию судом.

Как известно, Межрайонные суды принимают или возвращают заявление в течение трех дней.

Основания для возвращения предусмотрены статьей 136 по общим правилам рассмотрения гражданских дел, вместе с тем имеются свои особенности. Так, суд возвращает заявление, если не соблюдены требования статьи 264 настоящего Кодекса, а также в случаях: если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать; если не представлены доказательства направления или вручения лицам, участвующим в деле, копии заявления; если в одном заявлении соединены несколько требований к одному или нескольким лицам, когда эти требования не связаны между собой; если до вынесения определения о принятии заявления к производству от заявителя поступило заявление о возвращении заявления.

Частью 4 статьи 264 ГПК КР суд оставляет заявление без рассмотрения по основаниям, указанным в статьях 223-224 настоящего Кодекса, а также в случаях:

1) если заявитель в установленных законом случаях не принял мер к досудебному урегулированию спора и возможность такого урегулирования не утрачена;

2) если заявитель или его представитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, не явился на заседание суда и не заявил о рассмотрении дела без его участия.

Т.е., как видно из вышесказанного, в отличие от районных судов, которые оставляются исковое заявление без рассмотрения при вторичной неявке истца, то межрайонные суды имеются право оставить заявление без рассмотрения с одного раза.

Заявление рассматривается судом в срок, не превышающий один месяц с момента принятия дела к производству (ст.267), это еще одно отличие от рассмотрения дел в районных судах, где срок предусмотрен в два месяца плюс двухнедельный подготовительный период.

Одну из важных отличительных особенностей при рассмотрении административных дел законодатель заложил в части 4 статьи 267, согласно которой обязанность доказывания законности и обоснованности акта, действия (бездействия), обжалуемого в суде, возлагается на орган государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, принявших акт или допустивших действия (бездействие), здесь думается, что законодатель хотел уравнять шансы заявителя, который противостоит государственной машине.

Наиболее важный аспект, на который мы мало обращаем внимание, заложен в части 7 статьи 267, согласно которой при рассмотрении административного дела суд не связан доводами, изложенными в заявлении об оспаривании акта, действия или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, т.е. по сути, имеется ввиду «активная роль суда», так называемый «инквизиционный принцип» деятельности административного суда, который заложен в проекте Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.

Также одна из отличительных черт административного процесса заложена в статье 268, согласно которой суд может объявить перерыв до трех дней, чего нет в районных судах.

Статьей 269 ГПК КР предусмотрено следующее:

1. В результате рассмотрения заявления о признании недействительным постановления государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, суд вправе вынести решение, которым:

1) признать недействительным данное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении в случае признания судом необоснованным привлечение лица к административной ответственности вследствие отсутствия состава или события административного правонарушения, а также в иных, перечисленных в законодательстве об административной ответственности, случаях, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

2) изменить постановление, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, иные обстоятельства, смягчающие ответственность, не устанавливая при этом административного взыскания или иным образом не ухудшая положения лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) признать недействительным постановление и направить дело об административном правонарушении по подведомственности, если будет установлено, что данное постановление вынесено административным органом или должностным лицом с превышением их компетенции и если сроки применения административного взыскания не истекли, либо прекратить производство по делу, если установленные сроки истекли;

4) признать недействительным данное постановление и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение административному органу или должностному лицу, если будет установлено, что постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований законодательства Кыргызской Республики об административной ответственности и сроки применения административного взыскания не истекли, либо прекратить производство по делу, если эти сроки истекли.

2. Если суд установит, что постановление административного органа, должностного лица о применении административного взыскания является законным и обоснованным, суд оставляет постановление в силе, а заявление — без удовлетворения.

3. В результате рассмотрения заявления о признании недействительным ненормативного акта, обжалования действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц суд вправе вынести решение, которым:

1) признать недействительным оспариваемый акт полностью или в части либо обязать орган или должностное лицо, допустившее обжалуемое действие или бездействие, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя, если его заявление будет признано обоснованным;

2) отказать заявителю в удовлетворении его требований, если будет установлено, что акты, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц соответствуют закону, совершены в пределах их полномочий и не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя.

4. В результате рассмотрения заявления о признании недействительным нормативного правового акта суд вправе вынести решение, которым:

1) признать недействительным полностью или в части обжалуемый акт, если будет установлена обоснованность заявления. Если данный акт был ранее опубликован средствами массовой информации, то в резолютивной части решения указывается об обязанности данного средства массовой информации опубликовать сообщение о вынесенном решении в срок, установленный судом;

2) отказать в удовлетворении заявления, если будет установлена его необоснованность.

5. Решение суда, которым нормативный правовой акт в целом или в отдельной его части признан недействительным, обязательно для органа государственной власти, органа местного самоуправления и должностного лица, принявших этот акт, для гражданина, юридического лица, неопределенного круга лиц, на права и свободы которых распространялось действие оспоренного нормативного акта. Оно имеет преюдициальную силу, и законность данного нормативного правового акта может быть оспорена вновь другими гражданами, юридическими лицами, прокурором только в той его части, которая не являлась объектом проверки суда.

Вышеназванные нормы также являются отличительным аспектом при рассмотрения административных дел, так районные суды не имеются таких ограничений при принятии решений.

2015-08-11 10:15:22

Источник: http://analitika.akipress.org/news:4990

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Поставьте галочку
Генерация пароля